Финансовая и налоговая безопасность предпринимательства

А.В.Брызгалин "ВС соглашается с практикой упрощенного истребования сведений из реестра ценных бумаг (дело № А40-205181/2015)"

20.12.2016

5 декабря судья СКЭС ВС РФ Тютин Д.В. рассмотрел жалобу по делу, основным вопросом в котором являлся вопрос о том, обязан ли держатель  реестра ценных бумаг (регистратор) представить по требованию налогового органа реестры владельцев ценных бумаг, эмитентом которых является ОАО, в отношении которого проводится ВНП? (Определение Верховного Суда РФ от 05.12.2016 № 305-КГ16-15696 по делу № А40-205181/2015). Дело рассмотрено в пользу налогового органа. Судебные акты по делу: здесь.

Фабула: Общество является держателем  реестра ценных бумаг (регистратором). Налоговый орган на основании поручения МИФНС по крупнейшим налогоплательщикам об истребовании документов (информации) в соответствии с п. 4 ст. 93.1 НК РФ направил Обществу требование о представлении документов (информации) от 17.03.2015, в котором обязал представить в течение 5 дней с даты получения требования следующие документы (информацию), касающуюся деятельности ОАО: реестры владельцев ценных бумаг, эмитентом которых является ОАО на 01.01.2011, 01.01.2012, 01.01.2013 и 31.12.2013, указав в качестве основания для истребования на проведение в отношении ОАО выездной налоговой проверки. Письмом от 01.04.2015, Общество сообщило, что требование о представлении информации из реестра владельцев ценных бумаг в отношении неопределенного круга лиц не может быть исполнено, поскольку предоставление информации из реестра осуществляется только в индивидуальном порядке по каждому из зарегистрированных в нем лиц, с обоснованием запроса для каждого лица.Вопрос: правомерно ли привлечение Общества к ответственности по п. 2 ст. 126 НК РФ в связи с непредставлением истребуемых документов?Общество: не правомерно.      

Налоговый орган: правомерно.

Арбитражные суды, отказывая налогоплательщику в удовлетворении заявленных требований, исходили из того, что перечисленные в требовании налогового органа о представлении информации из реестра владельцев ценных бумаг документы правомерно истребованы налоговым органом в пределах его полномочий в силу положений п. п. 1, 2 ст. 93.1 НК РФ и п. 7.9.3 Положения о ведении реестра владельцев именных ценных бумаг, утвержденного постановлением Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг от 02.10.1997 № 27.Применительно к разъяснениям, содержащимся в п. 7 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой НК РФ», возложение на держателя реестра ценных бумаг (регистратора) специальных обязанностей в связи с его особым статусом в указанной сфере деятельности не освобождает такую организацию от выполнения обязанностей, вытекающих из положений ст. 93.1 НК РФ.

Судья ВС РФ: согласился с позицией нижестоящих судов и отказал Обществу в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании СКЭС ВС РФ. 8 декабря от Правительства РФ в ГосДуму поступил законопроект № 48913-7«О внесении изменений в ст.ст. 169 и 251 НК РФ (в части уточнения сведений, указываемых в счете-фактуре, а также доходов, не учитываемых при определении налоговой базы), которым предусматривается указание идентификатора государственного контракта, договора (соглашения) в счетах-фактурах, выставляемых при реализации товаров (работ, услуг), передаче имущественных прав, получении оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передаче имущественных прав, а также при изменении стоимости отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав. Также законопроектом предлагается освободить от уплаты налога на прибыль организаций доходы в виде имущества (за исключением субсидий), полученного управляющей компанией, которая является акционерным обществом, сто процентов акций которого принадлежит РФ, и деятельность которой предусмотрена Федеральным законом «О территориях опережающего социально-экономического развития в РФ». В пояснительной записке к законопроекту указано, что его принятие позволит усилить контроль за использованием средств федерального бюджета, а также в полном объеме направлять получаемое акционерным обществом имущество на осуществление деятельности по управлению территорией опережающего социально- экономического развития.